Исследования СМИ и коммуникаций
К средствам массовой коммуникации относятся те источники, аудитория которых насчитывает более 1000 человек. Ресурс может быть зарегистрирован, как официальное издание, а может существовать в формате блога или страницы в социальной сети. Ответственности ни одна из форм с автора публикаций не снимает.
СМИ является продуктом развития социокультурных аспектов и фактически держится на таких сферах жизни, как политическая, экономическая, социальная.
Социология СМИ изучает масс-медиа с социокультурной стороны. Среди параметров изучения: функции производства и распространения, обмен сообщениями аудитория — СМИ. Основной акцент делается на то, как происходит воздействие на аудиторию с позиции административной, культурной, идеологической составляющей. Для этого использует различные методики социологических исследований.
При этом, существуют последователи разных направлений исследований. Например часть специалистов пользуется методологией Вебера. Они изучают и составляют систему значения рациональной составляющей в культурной сфере. Основной акцент социологи здесь делают на способах организации работы медиа, как и насколько они включены в социальную сферу.
Сторонники Дюркгейма исследуют то, как аудитория воспринимает сообщения СМИ. Они отслеживают каким образом формируется коллективное представление о существующих явлениях в обществе. К этому относится и проблематика манипуляции сознанием масс.
Специалисты применяют и марксистский подход, изучая тексты в рамках их символического значения. Рассматривается позиция СМИ в качестве надстройки, а аудитории в позиции базиса. В рамках так называемого неомарксизма особое внимание уделяется влиянию медиа на развитие культурных аспектов.
Социологи выстраивают модели для визуализации закономерности функций и перспектив развития медиа. Чтобы изучить различные процессы, специалисты используют эмпирические методы исследования (наблюдение, исследование конкретных явлений, обобщение, классификация, структурирование, экспериментальная деятельность). К способам исследований такого рода относят: контент-анализ, рейтинги, мониторинги, замеры эффективности.
Польза исследований для маркетинга
Сейчас чаще всего к различным социологическим методам прибегают маркетологи, чтобы рассчитать, какой эффект произведёт та или иная рекламная кампания. Но и при моделировании стратегии СМИ исследования играют важную роль. Нужно понимать что интересует аудиторию, будут ли востребованы ваши материалы и о чем нужно писать, чтобы угодить общественным вкусам.
Процент аудитории, которое привлекло конкретное издание в течение определенного времени относится к показателю Share. А показатель Reach даст представление, и определит размер аудитории за определенный отрезок времени. Подобных способов замерить нужные показатели много. Исследуют охваты аудитории, как часто она снова контактирует с изданием. Изучают и качество аудитории. Сколько среди них проявляют лояльность, сколько смогут воспроизвести прочитанное, а кто вообще может подтвердить факт получения информации.