В начале 1990-х вместе с открытием отечественного рынка для западных компаний возник спрос с их стороны на такую распространенную на западе услугу, как «Маркетинговые исследования» и более широко «Business management services». И в этот момент оказалось, что профессиональных компаний, которые могли бы проводить исследования в соответствии с западными стандартами, в молодой капиталистической России просто нет.
Но спрос рождает предложение. Международному бизнесу, который хотел работать на российском рынке, нужно было не только исследовать рынок, им были необходимы также и юридические услуги по организации бизнеса, и поиск и управление персоналом, недвижимостью и другими активами. В Санкт-Петербурге первые компании, предоставляющие услуги по выводу и сопровождению западного бизнеса на российском рынке, начали открываться на базе Российско-Финского партнерства при консульстве Финляндии. Естественно, большинство посетителей круглых столов, конференций и других мероприятий, проводимых для возведения мостов между Европой и Россией были либо представителями крупного бизнеса, либо политиками. Весь корпус ученых и специалистов в области общественных наук в то время был исключен из диалога с бизнесом.
И наоборот, немногочисленные специализированные международные мероприятия, куда приглашали российских социологов и политологов, были организованы научным сообществом, поэтому представителей заинтересованного бизнеса на этих встречах было мало. Именно тогда, в 1994 году, небольшая группа российских и финских бизнесменов организовали «Европейский центр социологических исследований», который должен был стать площадкой для коммуникации между отечественными специалистами, занимающимися общественными науками, и западными компаниями, нуждающимися в их услугах. С самого начала наш центр был сфокусирован именно вокруг прикладной социологии и политологии.
В течение первых 15 лет своего существования ЕЦСИ был чем-то вроде неформального клуба. Скандинавские участники находили заинтересованных заказчиков на западе и оформляли с ними отношения, отечественные участники находили исполнителей для различных типов социологических и политологических исследований. А с 2010 года мы стали проводить исследования и заключать договоренности уже самостоятельно.
На сегодняшний день постоянный штат Европейского центра социологических исследований насчитывает более 15 человек, а сеть привлекаемых интервьюеров, аналитиков и экспертов раскинулась по всему СНГ.
Изначально у нас было двойное название. В России мы были известны как «Финский центр социологических исследований», поскольку в основном обретались при финском консульстве. А за рубежом мы назывались «Russian Social Research Center» (Русский центр социологических исследований). Когда пришло время определяться с самоназванием, мы постановили, что лучше всего подойдет «Европейский центр социологических исследований», поскольку «Российско-финский» звучит громоздко, а просто «Центр социологических исследований» не достаточно персонифицированное наименование.
Юридическое наименование нашей компании ООО «Вторая навигация» отсылает к платоновской концепции второй навигации, как внутренней рациональной и осмысленной движущей силе в противовес поверхностному, импульсивному, нерациональному движению. К нам обращаются те компании, которые хотят принимать решения, основываясь на истинной сути вещей и явлений, а не на их видимости.
Сегодня ЕЦСИ продолжает в основном работу в сфере аккумуляции и анализа социологических данных. Мы проводим анкетирование и социологические эксперименты, опрашиваем экспертов и собираем данные из открытых источников, а также работаем с уже предоставленными клиентом данными.
Качество проводимых нами исследований соответствует высочайшим международным стандартам, а собственное программное обеспечение и наработанная база участников опросов и независимых экспертов позволяют выполнять любой заказ в кратчайшие сроки.
Головной офис центра и два собственных лектория находятся в Санкт-Петербурге. Представительства у центра есть также в Москве и Новосибирске. Зарубежные филиалы центра расположены в Хельсинки и Нью-Йорке. Все представительства и филиалы используются исключительно в административных целях, для облегчения обмена документами, ведения переговоров и координации локальных исследований. Вся работа по сбору и анализу данных проводится из Санкт-Петербурга. Здесь же проводится работа над развитием программного комплекса ЕЦСИ, который используется нашими специалистами для анализа данных.